фестиваль интерактивных проектов и медиаискусства
29 октября
27 ноября
29.10–27.11
29 октября—27 ноября
Коды состояния
спектакль Катерины Угленко
18+
3 ноября 19:00/20:30
Центр Курёхина приглашает посетителей фестиваля «Цифровая механика» стать зрителями светозвукового спектакля без актеров, основанного на документальных историях людей из разных городов России на тему «предназначение».

Спектакль «Коды состояния» — это партиципаторный проект, основой которого стали вербатимы и документальные аудиозаписи жителей Санкт-Петербурга, Москвы, Тюмени, Ростова-на-Дону, Ессентуков, Томска, Ханты-Мансийска, Шарыпово и других городов. Авторы документальных историй размышляют о городе, профессии, семье, таланте, о том, что такое предназначение и существует ли оно вообще или нет.

Спектакль будет сыгран без актеров. Пространство, свет, музыка, вербатимы, видеопроекция сплетены в перформативную композицию, а действующими лицами в ней станут зрители.
Премьера проекта состоялась в июне 2019 в Театре на Таганке (г. Москва) на фестивале «Смещение», вторая премьера в 2020 в МТЦ Космос (г. Тюмень) при поддержке гранта «ЦЕХ» и СТД.

Авторы проекта — режиссер и художник Катерина Угленко, драматург и композитор Электра Либерте, куратор Лена Жукова.

Катерина Угленко — театральный режиссёр и художник, участник театральных лабораторий и фестивалей, автор и организатор образовательных программ и фестивалей в театральной сфере, номинант и лауреат театральных премий.
Внимание! Посещение этого перформанса не рекомендовано людям с высокой чувствительностью.
Андрей Свибович — интердисциплинарный художник, инсталляции и перформансы которого можно было увидеть в Планетариях Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, на фестивале НУР в Казани, в Third Place и на фестивале Ахола.

Благодаря изучению теории и практики современного танца, изобразительного искусства, музыки, звукоинженерии, звукового искусства и визуального программирования у Андрея сформировался синестетический подход в искусстве: графика, cвет, звук и движение сочетается в общую аудиовизуальную структуру, в которую периодически вносится алеаторический принцип. По мнению художника, именно в этой точке взаимодействия рождается новый смысл и новые чувства.

В Центре Курёхина такую «точку взаимодействия» Андрей Свибович создаст для зрителей своего перформанса «О».
В «O» художник использует метод «отстранения», целью которого, является вывод зрителя из автоматического восприятия. Отстранение, как термин введен В. Шкловским в 1916 году. Это один из способов в разрушении стереотипов понимания смысла произведения в деконструкции, представленный задолго до концепции деконструкции Ж. Деррида в 1967 году.

«О» связан с реальностью следуюшим образом: в создании графики используется технология фотограмметрии — фото реальных объектов пересчитываются в 3D-модели без сохранения текстур и теней, оставаясь облаком точек на координатах, эдакими призраками. В перформансе облака точек аудиореактивны, деконструированы и подвержены новой трансформации. Как один из технических способов вывода из привычного восприятия, используется экстремально широкий звуковой диапазон, инфра-ультра звуки.

По окончании перформанса Андрей Свибович расскажет зрителям о своих проектах.
О
аудиовизуальный перформанс Андрея Свибовича
16+
10 ноября 19:00
Алина Никольская — театральный режиссер, исследующий в разных жанрах театра устройство психики человека, его контакт с социумом. Один из её проектов — спектакль «больше чем меньше» по прозе Э. Елинек в Театре Поколений. Спектакль «такие коллапсы» — это знакомство с собой. Алина предлагает зрителю увидеть «невидимую» часть себя, которая присутствует, но не проявляется явно.

Спектакль исследует чувства и ощущения человека, которые иногда могут быть легкими, а иногда противоречивыми: «Ощущение, когда ты очень бы хотел с кем-то пообщаться и одновременно ты максимально не хочешь общаться ни с кем».
Спектакль создан на основе интервью разных людей, оказавшихся в ситуации, которые выбили их из привычного равновесия, наблюдающих за своими изменениями и вдруг почувствовавших своё подсознание. Именно это ощущение от знакомства с другим собой исследуется в спектакле: «Это странно, необычно, иногда доставляет сильное удовольствие, а иногда может быть болезненно, но это и есть «я».

Режиссёр: Алина Никольская
Артисты: Валерий Рутковский, Екатерина Чермных, Алина Кикеля, Анастасия Кессель
Видеохудожник: Мария Соловьёва
Музыка: Анатолий Никулин, Александр Гальянов, Кирилл Помелов
Свет: Анастасия Кессель
такие коллапсы
спектакль Алины Никольской
16+
11 ноября 19:00
Ангелина Засенцева — актриса и режиссер. Окончила Екатеринбургский театральный институт, мастерскую Е. Г. Царегородцевой. Работала в Центре современной драматургии в Екатеринбурге (2018); в Ростовском академическом молодежном театре (Ростов-на-Дону 2018−2019); с 2019 года в театре Цехъ (Санкт-Петербург); с 2020 в театр им. графини Паниной (Санкт-Петербург).

В Центре Курёхина Ангелина предложит участникам перформанса некую игру, в ходе которой они смогут исследовать себя исключительно через зрительский опыт.
«В перформансе я хочу изучить то, что можно получить через глаза. Поиграть с участниками, перенося их точку зрения в себя и вне себя. Что можно почувствовать, попробовать, увидеть глубже, куда может увести фантазия и как много мы воспринимаем через два глазных яблока в нашей голове», — рассказывает режиссер.

По правилам перформанса все зрители примут участие в нём, что, по замыслу Ангелины, также окажет терапевтичный эффект на участников.
О, смотри
перформанс Ангелины Засенцевой
16+
17 ноября 19:00
Classic Electric — это проект современного искусства, в котором академические композиторы, электронные музыканты, медиа-художники и хореографы объединились для поиска нового художественного языка и форм. В основе проекта Classic Electric лежит электроакустическая музыка.

Состав:

• Александр Zender — композитор, играет на саксофоне, звукорежиссёр, педагог и саунд продюсер. Член Союза Концертных деятелей и Союза Художников Санкт-Петербурга. По образованию джазовый саксофонист. Участник международных фестивалей. Участник таких проектов, как Super Collection Orchestra, Слепой оркестр, {instead} ensemble, Fog Star и других.

• Оксана Маруха — играет на электрогитаре и отвечает за импровизацию в проекте.

• Морган Корольков — медиа-художник, выстраивает коммуникации визуального мира музыки и восприятия человека. Его проекты погружают зрителей в завораживающие метаморфозы геометрических форм в унисон со звуком.
Морган участвовал в создании визуальной атмосферы мероприятий различной направленности — выставок, живых выступлений и фестивалей электронной музыки, сотрудничая с Big Science Fest, GAMMA Festival, Эрмитажным театром, Планетарием № 1, AURORA Concert Hall и другими проектами и разноплановыми музыкантами.

В Центре Курёхина участники Classic Electric покажут перформанс «Рагнарёк». По замыслу артистов зрители должны почувствовать «неизбежность разрушения, и в то же время — возрождения». Атмосферу перформанса создаст музыкальная импровизация с использованием гитары, саксофона и других музыкальных инструментов, а также визуальные проекции, созданные с помощью генеративной графики. Через музыку и визуал Classic Electric поведает о необратимости человеческих решений, о том, что хаос — это прогресс, что хаос необходим миру и из него вырастает новая жизнь. Рагнарёк — это лишь новый этап развития мира, за счёт разрушения былых ценностей и устоев.
Рагнарёк
аудиовизуальный перформанс от Alex Zender & Morgan Korolkov (Classic Electric)
16+
18 ноября 19:00
• Илья Symphocat — композитор, музыкант, куратор, ведущий специалист отдела культурных программ на Новой сцене Александринского театра. Работает под псевдонимом SymphoCat. Развивает программу «Новой электронной музыки», включающую лекции, концерты, фестивали современного аудиовизуального искусства.

• Xenia Sangina (Ксения Сангина) — медиахудожница, куратор, преподаватель новых медиа, резидент лаборатории OPUS 111. Работает с различными цифровыми медиумами — абстрактная генеративная графика, световые проекции, аудиовизуальные перформансы и интерактивные технологии.

В Центре Курёхина Илья и Ксения представят NOTATION_AI — экспериментальный проект, который исследует потенциал симбиотических связей между людьми и искусственным интеллектом в творческом пространстве. Медиахудожники расскажут об истории проекта с примерами аудио и видео.
«Это одновременно звуковая, визуальная работа, программа, интерфейс и экспериментальная нотация для музыкантов. Проект художественный и функциональный. Минимализм графического интерфейса вступает в диалог с яркой, генерируемой в реальном времени абстрактной графикой, представляющей собой синергию звука, изображения, импровизации и исполнения в реальном времени», — рассказывают медиахудожники.

Каждое представление NOTATION_AI на сцене — это творческий эксперимент от классической академической традиции до техник фри-джаза и результат взаимодействия человека с машинным интеллектом. Проект был дважды представлен в 2019 году в Санкт-Петербурге. Осенью 2020 года гибридная премьера аудиовизуального перформанса состоялась на фестивале Transart в Больцано (Италия), где музыканты и медиахудожники выступали вместе на одной сцене, физически находясь в разных странах. В 2021 году проект стал номинантом на премию им. Сергея Курехина.

После лекции Илья и Ксения сыграют аудиовизуальный перформанс по мотивам проекта, с использованием аудиоматериала и видео-арта.
Илья Symphocat x Xenia Sangina
Artist talk и аудиовизуальный перформанс
16+
24 ноября 19:00